УШУ
Китайцы в любом деле выделяют две стороны Янь (активность, явность) и Инь (пассивность, скрытость). Не обошла эта традиция и боевое искусство ушу, в котором тоже есть разделение на «внутренние» и «внешние» стили.
Под «внешним» стилем ушу подразумевается подчеркнутая воинственность и динамичность техники исполнения приемов. Также, понятие «внешний» стиль ушу относится к более жесткому виду внутреннего усилия и к методам развития физической силы, скорости, выносливости и т.п.
Во внутренних стилях китайского ушу упор делается не на физическую мощь бойца, а на внутреннюю концентрацию и силу воли. К внутренним стилям почти всегда относят тайцзицюань, багуачжан и синъицюань, а к «внешним» — все остальные.
Внешние стили ушу разделяют на «длинный кулак» и «короткий кулак», что означает стили, которые ведутся на дальней и ближней дистанции соответственно.
Почитатели «внутренних» школ часто негативно отзывались об «внешних» стилях ушу, утверждая, что их техника груба, «прямолинейна», а все искусство боя сводится к изучению разнообразных приемов.
Да, нельзя отрицать тот факт, что внешние стили довольно часто используют очевидные способы боя – сильные удары руками и ногами, броски, заломы. В период обучения, ученики закаляют своё тело набивками и прорабатывают особое усилие Цзин (выброс «грубой» энергии) с помощью жёсткого цигуна. И да, действительно, многие школы «внешнего» стиля ушу занимались в частности лишь обучением рукопашному бою и бою с разными видами традиционного оружия. Не смотря на то, что главной целью таких заведений было, как можно быстрее обучить людей несложным боевым техникам и простым способам улучшения физических силы, этот стиль ушу нельзя упрекнуть в «поверхностности».
Среди школ «внешних» стилей ушу чаще всего выделяют два главных направления: Бэй Пай (Север) и Нань Пай (Юг). Отличаются они тем, что техники приемов рассчитаны на различные телосложения учеников.
Что касается внутренних стилей, то тут методы обретения мастерства более мягкие и естественные, однако ввиду их не явности, они могут оказаться сложными для освоения новичкам. Обычно положительных результаты становятся ощутимым через несколько лет усиленной практики.
Основной формой тренировки во внутренних стилях ушу является столбовое стояние (чжуангун). Без нее прогресс идет крайне медленно: знание приемов и техник не дает существенного превосходства над противником.
Одним из популярных видов внутренних стилей ушу является метод Шаолиня, который требует огромных волевых и физических затрат, но является более понятным и ясным в ощущениях, а также дает сравнительно быстрый эффект в освоении боевому мастерству.
Как и во внутренних стилях ушу, так и во внешних используется метод «заимствования чужого усилия», т.е. умение направить силу противника против него. Овладение этой техникой считается признаком настоящего мастерства.
Каждый стиль любого направления хорош по своему и предоставляет всем возможность мастерски овладеть тем или иным боевым искусством. Но никто не подскажет вам, какой из них лучше. Выбор только за вами.